ДЕТЯМ — О ПРИРОДНЫХ ПОЖАРАХ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ, МУЛЬТФИЛЬМЫ И ЗАНЯТИЯ
Почти все пожары в нашей стране возникают по вине человека. Мы справимся с природными пожарами, только если изменим поведение людей и сформируем осторожное и ответственное отношение к использованию огня. Мы подготовили методические материалы для проведения детских противопожарных занятий: инструкции к урокам, игры и методики, посвящённые тому, как ребёнку безопасно вести себя рядом с огнём и не стать причиной пожара. На этой странице также можно скачать информационные листовки и плакаты, раскраски с любимыми героями и познавательные серии популярных мультфильмов «Фикси-уроки» и «Смешарики. Азбука защиты леса» о природных пожарах, созданные при активном участии команды экспертов из противопожарного отдела российского отделения Гринпис.
Для кого предназначены материалы: для учителей, педагогов дополнительного образования, вожатых детских лагерей, студентов и волонтёров, работающих с детьми, а также для неравнодушных к проблемам экологии родителей.
Все материалы с этой страницы можно свободно использовать в некоммерческих целях.
ИГРОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ «ВМЕСТЕ ПРОТИВ ОБЩЕЙ БЕДЫ»
ПОЛЕЗНЫЕ ИГРЫ С ОГНЁМ:
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Скачать методическое пособие .pdf
Скачать презентацию к пособию .ppt
Это пособие поможет любому желающему провести интересное и полезное занятие для детей на противопожарную тему, используя материалы, размещённые на этой странице. Здесь мы собрали советы о том, как скомпоновать уроки, игры и упражнения для разного возраста, формата и продолжительности занятий. Пособие подойдёт для педагогов, вожатых, добровольцев или родителей.
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПРОФИЛАКТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Скачать методические рекомендации для учителя .pdf
Методические рекомендации — это набор советов для учителей о том, как провести занятия по теме пожаров без сутевых ошибок. Рекомендации рассказывают о причинах и последствиях природных пожаров, о безопасном поведении ребёнка рядом с огнём, а также содержат обзор мифов и заблуждений о пожарах.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ УРОК О ПОЖАРАХ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Количество участников: не ограничено
Возраст: 6+
Время на игру: до 45 минут
Скачать интерактивный урок .pdf
Скачать план-конспект этого урока по ФГОС
На уроке педагог обсуждает с детьми причины и последствия пожаров на природных территориях и методы безопасного поведения. Урок сделан в интерактивной форме и подойдёт для школьных программ, занятий в детских лагерях или кружках.
«ВЫЙТИ ИЗ ОГНЯ» ПОДВИЖНАЯ ИГРА
Количество участников: до 25 человек
Возраст: 9+
Время на игру: до 45 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Скачать игровое поле .pdf
Скачать план-конспект игры по ФГОС
Игра на командное взаимодействие. Проводится на большом игровом поле на полу.
Задача: увести участника с завязанными глазами от пожара безопасным путём. Для этого остальные игроки дают ему по очереди голосовые команды, каждый произносит по одному слову.
«ВРЕМЯ РАЗОБРАТЬСЯ» ПОДВИЖНАЯ ИГРА
Количество участников: до 20 человек
Возраст: 12+
Время на игру: до 30 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Скачать план-конспект игры по ФГОС
Игра на командное взаимодействие. Детям завязывают глаза, и каждый участник получает вырезанную букву или цифру.
Задача: определить вслепую, какая фраза зашифрована.
«ПРОТИВОПОЖАРНАЯ ПАНТОМИМА» ПОДВИЖНАЯ ИГРА
Количество участников: до 30 человек
Возраст: 7+
Время на игру: от 10 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Скачать план-конспект игры по ФГОС
Игра «Крокодил» на противопожарную тематику. Ведущий загадывает тематическую фразу, например, «причина пожаров — человек», один участник пытается её изобразить, а остальные — отгадать.
«ТВОЙ ВЫБОР» ПОДВИЖНАЯ ИГРА
Количество участников: 7-15 человек
Возраст: 14+
Время на игру: 10-30 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Скачать план-конспект игры по ФГОС
Командная игра, где участники выбирают, чем пожертвовать, чтобы снизить число пожаров. Можно использовать как мотивирующее упражнение в начале занятия.
«ХОГВАРТС В ОГНЕ, ИЛИ ПОЛЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ» РОЛЕВАЯ ИГРА
Количество участников: до 15 человек
Возраст: 7-11 лет
Время на игру: до 90 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Скачать план-конспект игры по ФГОС
Игра по мотивам «Гарри Поттера»: участники отправляются в прошлое, находят виновников пожара и предотвращают поджог, чтобы спасти Школу.
«ИГРА С ОГНЁМ» НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
Количество участников: 5-15 человек
Возраст: 8-16 лет
Время на игру: 45-90 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Комплект для печати карточек игры
Скачать к игре план-конспект по ФГОС
Участники стараются не допустить огонь в село, сохранить заповедник и спасти как можно больше природных территорий. Все участники играют против игры, которая подкидывает непростые задачи.
«ЗАГАСИ ВСЕХ!» НАСТОЛЬНАЯ ИГРА
Количество участников: 2-5 человек
Возраст: 10+
Время на игру: от 20 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Скачать план-конспект игры по ФГОС
Участники по очереди вытягивают карточки с вопросами и соревнуются в скорости ответов.
«БЕГИ ПОПЕРЕК ВЕТРА» ТЕАТРАЛИЗОВАННЫЙ УРОК
Количество участников: 10-15 человек
Возраст: 4-6 лет
Время на игру: до 30 минут
Скачать инструкцию к игре .pdf
Участники примеряют на себя роли зверят и вместе с Феей и Человеком узнают, как спасти домики зверей от пожара.
ПРОТИВОПОЖАРНЫЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ
Вместе с командой мультипликаторов нам удалось создать специальные мультфильмы о пожарах на природных территориях. Персонажи двух популярнейших мультсериалов «Фиксики» и «Смешарики» объясняют детям основные правила пожарной безопасности. В этих сериях дети узнают от любимых героев о том, как не стать причиной природного пожара и что делать при его обнаружении.
Мы рекомендуем использовать эти мультфильмы во время занятий на противопожарную тематику как в виде отдельного наглядного учебного материала, так и в качестве дополнения к играм или интерактивному уроку. Эти короткие и информативные мультфильмы украсят любое занятие по ОБЖ и окружающему миру на тему природных пожаров.
ФИКСИ-УРОК: ЛЕСНЫЕ ПОЖАРЫ
«Фикси-уроки» – это специальные анимационные «уроки», в которых знаменитые персонажи Симка и Нолик вместе с другими героями рассказывают о том, откуда возникают пожары и как от них спастись, а также каким образом даже самые юные зрители могут помочь взрослым предотвратить катастрофу.
«САМЫЙ СТРАШНЫЙ ЗВЕРЬ»
Цикл серий «Смешарики. Азбука защиты леса» – это набор забавных и поучительных историй, в которых Крош, Ёжик, Бараш и другие герои культового мультсериала сталкиваются с природными пожарами, узнают о последствиях безответственного обращения с огнём, учатся вызывать пожарных и правильно тушить за собой костёр.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ПАМЯТКА ДЛЯ ДЕТЕЙ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ О ПОЖАРАХ НА ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Удобная для скачивания, а также готовая для печати памятка для детей и родителей с героями мультсериала «Смешарики. Азбука защиты леса» о том, что делать, если случится пожар в лесу.
ПЛАКАТ-ПОСТЕР «ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ»
Основные правила «хорошего тона» для всех, кто находится в гостях у природы – в лесу. Правила пожарной безопасности, чистоты и тишины.
Скачать плакат
ЛИСТОВКА «УВИДЕЛ — ГОРИТ? ЗВОНИ!»
Скачайте листовку о том, как вызвать помощь при травяном пожаре.
ЛИСТОВКА «УВИДЕЛ — ГОРИТ? ЗВОНИ!»
Скачайте листовку о том, как вызвать помощь при торфяном пожаре.
ПАМЯТКА «ПРЯМАЯ ЛИНИЯ ЛЕСНОЙ ОХРАНЫ»
Памятка рассказывает о работе диспетчерских служб лесной охраны, обучает тому, как нужно сообщать о пожаре в лесу, какую информацию передавать. Для средних и старших классов подходит как раздаточный материал.
ПАМЯТКА ПРЕБЫВАНИЯ ГРАЖДАН В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Памятка рассказывает о том, как нужно вести себя в лесу, какие правила существуют. Особое внимание уделено обращению с отходами — причинам пожаров. Для средних и старших классов подходит как раздаточный материал.
ПАМЯТКА ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ «ПОЖАР В ЛЕСУ, В ПОЛЕ, НА ТОРФЯНИКЕ: ЧТО ДЕЛАТЬ»
Памятка рассказывает о том, какие пожары бывают, о причинах пожаров, о правильных алгоритмах действий. Для средних и старших классов подходит как раздаточный материал.
КНИЖКА-РАСКРАСКА ДЛЯ ДЕТЕЙ «О ПРАВИЛАХ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ЛЕСАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Книжка-раскраска простым и доступным языком описывает работу лесных пожарных, лётчиков-наблюдателей, парашютистов и десантников-пожарных, и объясняет причины пожаров и рассказывает о способах борьбы с ними. Подходит для занятий с небольшой группой детей дошкольного или младшего школьного возраста, для домашних занятий.
РАСКРАСКА С ПЕРСОНАЖАМИ ИЗ «ФИКСИ-УРОКОВ» НА ТЕМУ ПРИРОДНЫХ ПОЖАРОВ
Скачайте раскраску со знаменитыми героями мультсериала «Фиксики» с наглядными советами для детей о том, как не стать причиной пожара на природе и как не пострадать в нём.
РАСКРАСКА С ПЕРСОНАЖАМИ ИЗ МУЛЬТСЕРИАЛА “СМЕШАРИКИ. АЗБУКА ЗАЩИТЫ ЛЕСА”.
Скачайте раскраску с легендарными персонажами мультсериала «Смешарики», посвящённую теме безопасного поведения в лесу. На каждой странице — вопрос, на который дети найдут ответ, пока будут раскрашивать.
Все методические материалы — игры, памятки, конспекты уроков, фото и видео — собраны в отдельной папке на гугл-диске. Чтобы скачать все материалы сразу, в верхнем меню кликните на папку «Противопожарные игры для детей» — «Сохранить».
Памятка для родителей «Как предупредить пожар»
Пожар — это чрезвычайно опасная ситуация, несущая большой материальный ущерб. Пожар может привести к жертвам.
Поэтому гораздо эффективнее предусмотреть и выполнить определенные профилактические меры.
— Запишите на видном месте телефон пожарной службы 101 и телефон ближайшей пожарной части. Телефон Службы спасения «101» — со стационарного телефона, «101» или «112» — с мобильного телефона.
— Проверьте исправность пожарной сигнализации в вашем жилье. Имейте дома первичные средства пожаротушения:
— В квартире (огнетушитель, кусок плотной трудногорючей ткани);
— На даче (воду, ящик с песком).
Умейте пользоваться первичными средствами:
— Не тушите воздушно-пенными огнетушителями и водой электропроводку; заранее проверьте, не просрочен ли огнетушитель.
— Не загромождайте балкон — брошенные с верхних этажей сигареты уничтожат не только то, что лежит на балконе, но и содержимое вашей квартиры.
С той же целью, уходя из дома, проверьте, закрыты ли окна и форточки в вашем жилье.
— Не используйте не рекомендуемые материалы для утепления вашего жилья — при горении они могут выделять ядовитые газы и даже небольшое их количество может вызвать отравление и привести к непоправимым последствиям. Используйте с этой целью специальные огнеупорные материалы.
— Не храните легковоспламеняющиеся жидкости дома. Упаковывайте их в металлические ящики и храните подальше от детей и под замком.
Пожар в квартире.
Обнаружив пожар, необходимо немедленно вызвать пожарную охрану. Это следует сделать из безопасного места: соседней квартиры или уличного таксофона. Набрать номер «01» и сообщить следующие сведения:
— Адрес, где обнаружено загорание или пожар.
— Объект, где происходит пожар: во дворе, в квартире, в школе, на складе и т. д.
— Что конкретно горит: телевизор, мебель, автомобиль.
Если диспетчер попросит, то уточнить: номер дома, подъезда, сколько этажей в здании и т. д.
— Сообщить свою фамилию и телефон.
Говорите по телефону четко и спокойно, не торопясь. Знайте, что пока Вы сообщаете о пожаре, пожарная команда уже поднята по тревоге и выезжает.
Выйдя из дома, встречайте пожарную машину, показывая самый быстрый и удобный проезд к месту возникшего пожара.
Причины пожаров, на которых гибнут люди — курение!
Если вы еще не отказались от вредной привычки, пожалуйста:
— никогда не курите на диване или в кровати в состоянии даже легкого алкогольного опьянения;
— внимательно тушите окурки и спички;
— никогда не бросайте их с балкона;
— закуривая, всегда держите рядом пепельницу.
ГЛАВНОЕ ПРИ ПОЖАРЕ — НЕ ПАНИКУЙТЕ! Помните, отсутствие паники, залог вашего спасения.
Пожары связанные с палом сухой травы
Детская шалость с огнем
ДЕТСКАЯ ШАЛОСТЬ С ОГНЕМ — ЧАСТАЯ ПРИЧИНА ПОЖАРОВ!
Детская шалость с огнем часто становится причиной пожаров. Как показывает практика, часто такие пожары происходят из-за отсутствия навыков у детей осторожного обращения с огнем, недостаточным контролем за их поведением со стороны взрослых, а в ряде случаев неумением родителей организовать досуг своих чад.
В возрасте от трех до семи лет дети в своих играх часто повторяют поступки и действия взрослых, имитируя их труд. Стремление к самостоятельности особенно проявляется в то время, когда дети остаются одни. Нельзя быть уверенным, что ребенок, оставшись один дома, не решит поиграть с коробочкой спичек или зажигалкой, не захочет поджечь бумагу, не устроит костер, который он видел в лесу.
Уважаемые родители, проблема так называемой детской шалости с огнем стоит очень остро. И очень важно помнить, что главная задача – предупредить возможную трагедию, быть рядом и даже на шаг впереди. Наши с Вами усилия должны быть направлены на каждодневную профилактическую работу с детьми, чтобы, если не исключить, то хотя бы свести к минимуму число пожаров и других происшествий с участием детей, избежать травматизма и несчастных случаев. Ведь, прежде всего взрослые B ответе за действия и поступки детей.
Не показывайте детям дурной пример. Храните спички в местах недоступных для детей. Ни в коем случае нельзя держать в доме неисправные или самодельные электрические приборы. Пользоваться можно только исправными приборами, имеющими сертификат соответствия требованиям безопасности, с встроенным устройством автоматического отключения прибора от источника электрического питания.
Помните, маленькая неосторожность может привести к большой беде. Трагические случаи наглядно показывают — главная причина гибели детей на пожаре кроется в их неумении действовать в критической ситуации. Во время пожара у детей срабатывает подсознательный инстинкт: ребенок старается спрятаться, ищем мнимое убежище — под кроватью, под столом. Там и настигает его беда. Поэтому обязательно научите ребенка действиям при пожаре.
Если Вы увидели, что дети самостоятельно разводят костер, играют со спичками и зажигалками, горючими жидкостями, не проходите мимо, не оставайтесь безразличными, остановите их!
Жизнь показала, что там, где среди детей проводится разъяснительная работа, направленная на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, опасность возникновения пожаров по этой причине сводится к минимуму.