Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса

Методические рекомендации по по формированию развивающей предметно-пространственной среды в дошкольных образовательных организациях Московской области (ФГОС ДО), дополненные и переработанные при активном участии дошкольных образовательных организаций посредством обратной связи.

Данные рекомендации разработаны специалистами ГГТУ и РСЦ и актуальны для работы в 2018 году —  fgos_mr_2018

 

Оборудованные учебные кабинеты
Компьютерный класс — 2 отделение

В детском саду создан современный компьютерный класс.

Общение дошкольников  с компьютерами начинается с подготовительной группы. На каждом занятии одной из важнейших функций является обучающая. Специально созданные компьютерные игры спроектированы  так, что ребенок может получить обобщенное представление обо всех похожих предметах или ситуациях. В процессе занятий на компьютере у дошкольников улучшается их память и внимание. развивается моторика. Общение с компьютером вызывает живой интерес сначала как игровая деятельность, а затем и как учебная. Именно этот интерес лежит в основе формирования психологической готовности ребенка к обучению в школе.

Использование новых информационных технологий в детском саду предусматривает не обучение детей школьным основам информатики и вычислительной техники, а преобразование предметно-развивающей среды ребенка. Использование умений и навыков в игровой компьютерной среде приводит к их актуализации, а желание играть — к мотивации их приобретения.

Основной целью использования компьютера в дошколь­ном учреждении является всестороннее развитие ребенка, его подготовка к жизни и деятельности в «компьютерной дейст­вительности», т. е. формирование у него положительного эмоционального отношения к компьютеру, восприятие его как помощника в различных видах деятельности, понимание его назначе­ния и возможностей для достижения поставленных целей.

Этапы занятий с детьми за компьютером включают:

1.Содержательную и эмоциональную подготовку детей к решению игровых и дидактических задач на компьютере.

2.Обучающую игру на компьютере.

3.Проблемное общение с каждым ребенком по ходу игры.

4.Гимнастику для глаз, зарядку для пальчиков для снятия напряжения после игры на компьютере, музыкальную физкультминутку.

5.Реализацию вновь полученных (после игры на компьютере) впечатлений в самостоятельной игре детей.

Использование игровых возможностей компьютера в сочетании с дидактическими возможностями (наглядное представление информации, обеспечение обратной связи между учебной программой и ребенком, широкие возможности поощрения правильных действий, индивидуальный стиль работы и т.д.) позволяет обеспечить более плавный переход к учебной деятельности.

Создается множество простых и сложных компьютерных программ и игр для различных областей познания. Воспитатель, работающий в компьютерном классе, подбирает различные игры на следующих специализированных детских сайтах:

*Детский сайт Тырнет tirnet

*Детский сайт Ребзики  http://rebzi.ru/  Здесь можно скачать ресурсы, сказки, мелодии, диафильмы, мультипликационные фильмы, развивающие игры/

и другие.

Экологический кабинет — 2 отделение
Кабинет по экологии служит реализации следующих задач:
— формированию понимания самоценности природы;
— осознанию ребёнком себя как части природы;
— воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам, вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
— формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умения видеть его красоту и неповторимость;
— пониманию того, что всё в природе взаимосвязано и нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит как бы «цепная реакция»;
— пониманию того, что человек не должен уничтожать то, что не может создать;
— формирования у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
— усвоению основ экологической безопасности;
— усвоению первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов на примере использования
воды, энергии в быту;
— формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни, в общениями с животным и растительным миром экологического кабинета.
Работа экологического кабинета строится по четырём основным направлениям:
1.Общеразвивающие занятия по экологии с детьми 4-7 лет в соответствии с учебным планом и на основе образовательных
программ, реализуемых в ДОУ
2.Исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность детей под руководством педагога по экологии, воспитателей.
3. Систематический труд детей по уходу за закреплёнными за каждой возрастной группой на учебный год живыми обитателями экологического комплекса совмещённый с непосредственным и свободным общением с животными.
4. Полезный труд детей старшего дошкольного возраста (выращивание овса для птиц, выращивание зелени для салатов,
выращивание огорода на подоконнике, изготовление простейших кормушек для птиц и т.п.).
Работа в экологическом кабинете строится в рамках единого информационного пространства детского сада, что полностью
исключает информационную и эмоциональную перегрузку детей.
Здесь много различных зон.
Зона библиотеки — художественные книги и познавательная литература о природе
Зона экологических игр — снабжена большим количеством дидактических и настольно-печатных игр.
Зона коллекций — множество коллекций на разные темы
Методическая зона — демонстрационный и раздаточный материал для детей
В кабинете имеется глобус, настенные карты.
Экологический кабинет оборудован интерактивной доской.
Музыкальный зал — 2 отделение

Музыкальный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Это среда эстетического развития, место постоянного общения ребёнка с музыкой. Музыкальный руководитель организует и проводит в музыкальном зале НОД, утренники, праздники и разные виды музыкально-игровых досугов с детьми.

Оснащение музыкального зала:

  • пианино;
  • музыкальный центр, телевизор, DVD;
  • детские музыкальные инструменты;
  • стулья детские;
  • стулья взрослые;
  • костюмы взрослые, детские;
  • ширма;
  • тематическое оформление к праздникам;
  • учебно-методическая литература.
Музыкально-физкультурный зал — 1 отделение

В детском саду созданы все условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого в отдельном помещении оборудован зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, ООД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: физкультурное оборудование — гимнастическая стенка, стойки и планки для прыжков; спортивный инвентарь — мячи, обручи, ленточки, палки гимнастические, кубики, погремушки, шнуры, скакалки, гантели, коврики для занятий, следовые и массажные дорожки и др.

Оборудование и инвентарь соответствует правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПиН. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо- физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Музыкально-спортивный зал в ДОУ предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей дошкольного возраста. Здесь проводятся ООД, досуги, праздники, утренники и развлечения. Музыкальный зал оснащен современным оборудованием: фортепьяно, музыкальной минисистемой, проектором, экраном, детскими стульями, многофункциональной ширмой ; учебно-методическими материалами: оборудованием для музыкальных игр-драматизаций, атрибутами для игр, детскими музыкальными инструментами (металлофоны, ксилофоны, барабаны, бубны, гармошки, погремушки),портретами композиторов.

Создана фонетика, имеется нотный материал.

Музыкальный кабинет оснащен современной музыкально-методической литературой и дидактическими играми.

Объекты для проведения практических занятий
Лаборатория — 2 отделение

 

Создание экологической лаборатории в детском саду происходит с учетом возрастных особенностей дошкольников, целей и задач экологического воспитания на данном этапе. Использование развивающей экологической среды реализует следующие цели:

  • формирование умения наблюдать, сравнивать, обобщать результаты; классифицировать объекты живой природы по различным признакам;
  • обучение дошкольников самостоятельно определять условия, необходимые для роста и развития растений; понимать зависимость образа жизни животного и способа его передвижения от строения и приспособленности к среде обитания;
  • продолжение объяснения детям, чем полезны животные, растения; приучать заботиться об обитателях уголка природы. 

         Экологическая лаборатория – это отдельное помещение, где должно быть всё необходимое для проведения различных опытов. Здесь хранятся различные материалы и оборудование: лабораторная посуда, лупы, образцы песка, глины и др. В качестве лабораторной посуды используются стаканчики из-под йогуртов, упаковки из-под мороженого, пластиковые бутылки и т. д. Тем самым наглядно показываем детям возможность вторичного использования материалов, которые в огромном количестве выбрасываются и загрязняют окружающую среду. Это очень важный воспитательный момент.

Лаборатория оборудована краном с водой и раковиной. На двери табличка с названием и эмблемой.

Мебель:

1. небольшие столики + стулья.

2. закрытые шкафы для оборудования и материалов

3. на полках шкафов:  колбы, пробирки, книги, макеты; 

3. часы, барометр, пейзажи, панно из природного  материала.

Оборудование:

1. Для проведения опытов: стаканчики разной прозрачности и цвета (из-под мороженного, йогуртов, сметаны, коробки из-под тортов), пластмассовые  ложки для сыпучих  материалов, палочки, трубочки для коктейля, бумага для фильтрования, салфетки.

2.Безопасное пластиковое  стекло.

 3. Большие пластмассовые банки для круп, миски разных размеров

4. Для исследования: лупы – 1 на 2 детей.

5. Микроскопы, термометр, песочные часы, будильник, магниты (большой и маленький, магнит. доска, мелки, веревки, шнурки.

6. Комплект для игр с водой, фломастеры.

В лаборатории хранится оборудования для проведения опытов на улице: совочки, емкости и т. д.

Материалы для работы:

1. Песок, глина, камни, семена растений, шишки, кора деревьев.

2. Вода, снег, лед

Есть специализированная цифровая лаборатория «Наураша», наборы опытов «Наука от Буки», макеты Солнечной системы.

Объекты спорта

 

НАЛИЧИЕ ОБЪЕКТОВ СПОРТА, В ТОМ ЧИСЛЕ ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ        И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 

  • физкультурный зал (2 отделение)
  • музыкально-физкультурный зал (1 отделение)
  • спортивная площадка (2 отделение)
  • спортивное оборудование для занятий физической культурой для всех возрастных групп во всех отделениях
  • спортивное оборудование на прогулочных площадках всех возрастных групп во всех отделениях
  • центры физического развития (физкультурные уголки) во всех возрастных группах во всех отделениях
  • спортивные тренажеры в спортивном зале 2 отделения

 

Физкультурный зал — 2 отделение

Цель функционирования физкультурного зала

Цель функционирования физкультурного зала – создание условий для сохранения и укрепления природного здоровья детей, для реализации их потребности в двигательной активности, обеспечения физической подготовленности каждого ребенка.

Задачи физкультурно-оздоровительной работы в детском саду

  • охрана и укрепление здоровья детей, закаливание детского организма;
  • создание необходимой учебно-материальной базы и санитарно-гигиенических условий для формирования жизненно необходимых умений и навыков детей дошкольного возраста в соответствии с их индивидуальными и возрастными особенностями для развития физических качеств;
  • развитие физических качеств;
  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • обеспечение физического, психического благополучия, эмоционального комфорта;
  • формирование правильной осанки;
  • воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;
  • формирование первоначальных представлений и умений в спортивных играх и упражнениях;
  • побуждение к проявлению творчества в двигательной деятельности.

Назначение

Физкультурный зал используется в работе всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитанниками, педагогическими работниками, родителями (законными представителями).

В работе с детьми

Основное предназначение физкультурного зала – проведение физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

Также зал предназначен для проведения:

  • спортивных праздников, физкультурных досугов , тематических занятий с детьми;
  • открытых итоговых занятий;
  • театрализованных представлений;
  • индивидуальной и групповой работы с детьми.

В работе с сотрудниками

  • организационно-методических мероприятий (семинаров, семинаров-практикумов, тренингов, презентаций, консультаций и т.д.);
  • культурно-массовых мероприятий.
Средства обучения и воспитания

 

Средства обучения наряду с живым словом педагога являются важным компонентом образовательного процесса и элементом учебно-материальной базы ДОУ. Являясь компонентом учебно-воспитательного процесса, средства обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты — цели, содержание, формы, методы.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

В ДОУ имеются следующие средства обучения:
  • печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т.д.);
  • электронные образовательные ресурсы (интерактивная доска, комплект цифровой лаборатории «Наураша»);
  • аудиовизуальные (презентации, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях);
  • наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);
  • демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды);
  • учебные приборы (компас, барометр, осадкомер, снегомер, солнечные часы, ветряной рукав, флюгер, микроскопы, колбы, и т.д.);
  • тренажёры и спортивное оборудование (тренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т.п.).

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:
  • учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;
  • гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;
  • учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т.д.);
  • сотворчество педагога и обучающегося;
  • приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса обеспечивает возможность организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, так и самостоятельной деятельности воспитанников не только в рамках НОД по освоению Программы, но и при проведении режимных моментов.

Предметно-развивающая среда создана с учетом интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование могут использоваться и в ходе реализации других областей. Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы), которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование отвечает санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.
Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада. Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т.д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты), временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые, конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды  кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др.), для подвижных игр (маски, дополнительный материал), дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

Для физического развития в группах оборудованы физкультурно-оздоровительный центры (спортивные уголки в группах), в которых имеются: массажные коврики для стоп, ребристые дорожки, различные гири, спортивные тренажеры, обручи, мячи разных размеров, скакалки, кегли, малый, кольцеброс, мяч баскетбольный, теннисные ракетки, маски и атрибуты для подвижных игр. Все материалы соответствуют экологическим и гигиеническим требованиям. центры здоровья и физкультуры, в которых имеется различное оборудование:

На участке детского сада оборудована спортивная площадка для занятий детей на улице, на которой имеются пособия для равновесия, для укрепления мышц рук, развития ловкости, лазанья, беговая дорожка, яма для прыжков, баскетбольное кольцо, ворота для игры в футбол.

Игровые площадки оснащены песочницами, качелями, столиками для игр и занятий; растет множество видов деревьев, цветущие кустарники, разбиты цветники.

Коллектив ежегодно облагораживает игровые площадки, пополняя новыми постройками и спортивными сооружениями, малыми архитектурными формами  для активной физической деятельности воспитанников.

Материалы и пособия, предназначенные детям, доступны и функциональны, обеспечивают необходимые условия для самореализации.

Условия питания обучающихся, в том числе лиц с ограниченными возможностями здоровья

В МДОУ – Д/С № 20 «ВАСИЛЕК» улучшено качество питания воспитанников за счет сбалансированности разработанного сезонного единого десятидневного меню для дошкольных учреждений всего города. Нормативно-правовая база находится в соответствии с требованиями, на каждое блюдо меню разработаны технико-технологические карты, разработанные  КШП и  утвержденные Роспотребнадзором.  Десятидневное меню выполняется, завтраки и обеды готовятся строго по технологическим картам, вовремя заполняются и ведутся журналы бракеража сырой и готовой продукции. Меню-требования заполняются в соответствии с установленными требованиями. Приказом заведующей закреплена персональная ответственность поваров, медсестры, кладовщика за качеством продуктов питания и сырья, поступающих на пищеблок, приготовления блюд. Сертификаты и удостоверения качества продуктов имеются.  Санитарное состояние пищеблока находится в удовлетворительном состоянии. Технологическое и холодильное оборудование находится в удовлетворительном состоянии. Материально – техническая база пищеблока соответствует нормам СанПиН.

Необходимым условием гармоничного роста и развития детей дошкольного возраста является правильная организация питания, обеспечивающая организм энергией и всеми необходимыми ему пищевыми веществами – белками, жирами, углеводами, витаминами и минеральными веществами. Соблюдение принципов рационального, сбалансированного питания детей раннего и дошкольного возраста – важный фактор процессов роста, совершенствования многих органов и систем, особенно нервной системы, усиленными процессами обмена веществ, развитием моторной деятельности ребенка. Организация питания в МДОУ предусматривает выполнение режима дня. Режим питания детей с 12-ти часовым пребыванием включает – завтрак, второй завтрак, обед, усиленный полдник.

Распределение энергетической ценности (калорийности) приемов пищи:

  • завтрак – 25%;
  • второй завтрак – 5%;
  • обед – 35%;
  • полдник – 25%;

Приказ Об организации дополнительного бесплатного образования

Приказ Об организации питания

Приказ об утверждении 10-дневного меню в дошкольных образовательных учреждениях от 11.01.21г

меню ясли

меню сад

Условия питания обучающихся

 

Информационная безопасность
Данный раздел опубликован в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Министерства образования и науки РФ от 14.05.2018 № 08-1184 

 

Локальные акты

Политика конфиденциальности МДОУ — ДС № 20 ВАСИЛЕК 

Постановление-Правительства-РФ-от-17.05.2017-N-575-О-внесении-изменений-в-пункт-3-Правил-размещения

Согласие на обработку персональных данных при использовании обратной связи на интернет- сайте МДОУ

ПОЛОЖЕНИЕ об официальном сайте

ПОЛОЖЕНИЕ об ограничении доступа обучающихся к видам информации, распространяемой посредством сети интернет

Приказ об утверждении ответственных ПД

Приказ об утверждении политики ПД

ПОЛИТИКА обработки и защиты персональных данных в МДОУ

Нормативное регулирование

 

Педагогам
Методические рекомендации:
Мероприятия, направленные на повышение информационной грамотности педагогов:
  • http://www.ligainternet.ru/news/ мероприятия Лиги безопасного интернета. Лига безопасного интернета — крупнейшая и наиболее авторитетная в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети. Лига безопасного интернета была учреждена в 2011 году при поддержке Минкомсвязи РФ, МВД РФ, Комитета Госдумы РФ по вопросам семьи женщин и детей. Попечительский совет Лиги возглавляет помощник Президента Российской Федерации Игорь Щеголев.
  • http://xn—b1afankxqj2c.xn—p1ai/partneram-o-proektе  мероприятия проекта «Сетевичок». Проект представляет собой группу онлайн-мероприятий:
    — Конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»
    — Сетевая конференция по формированию детского информационного пространства «Сетевичок»: https://www.xn—d1abkefqip0a2f.xn—p1ai

Рекомендательный web-список

Интернет-ресурсы для педагогических работников:

prilozhenie_n_1pamjatka_dlja_obuch_ob_informac_bez

Обучающимся
 Доступ обучающихся МДОУ в Интернет осуществляется во время проведения занятий кружка «Путешествие в мир информатики» под руководством педагога, руководителя кружка Бобылевой Г.М. 

Правила безопасности в сети Интернет для детей

Приложение 2 -информационная памятка для обучающихся

Методические рекомендации. Информация о мероприятиях, проектах и программах, которые направлены на повышение информационной грамотности педагогов,обучающихся (воспитанников), родителей. Памятки
Родителям

Информация для родителей — Информационная безопасность детей

Приложение 3 — Памятка для родителей об информационной безопасности детей

Памятка для родителей об информационной безопасности детей

Роскомнадзор об информационной безопасности детей 

Как защитить персональные данные детей? 

Видеоролик   http://персональныеданные.дети/multimedia/videorolik_o_zawite_detskih_personalnyh_dannyh1/

Установите на домашнем компьютере бесплатную программу «Интернет Цензор» для осуществления родительского контроля. Программа предназначена для эффективной блокировки сайтов, которые могут представлять опасность для ребенка, когда он использует Интернет.

 

Детские безопасные сайты

Детские безопасные сайты

Инструкция № 02 по ОТ и ТБ при работе на копир. множ. техн.
Инструкция № 03 по ОТ и ТБ при использовании тех. средств
Инструкция № 45 по ОТ и ТБ при работе на компьютере

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА МДОУ

ПОРЯДОК ПЕРЕДАЧИ ИМУЩЕСТВА В БЕЗВОЗМЕЗДНОЕ ПОЛЬЗОВАНИЕ

 

 

Стипендий и других видов материальной поддержки нет.

 

 Интерната и общежития в МДОУ нет.

 

 В МДОУ — Д/С № 20 «ВАСИЛЕК» сборы и пожертвования с родителей обучающихся не ведутся.